Logotype

По благословению епископа
Губкинского и Грайворонского Софрония

Эти гусли вечно молодые…

 В г. Грайвороне, на базе Духовно-просветительского центра во имя святителя Иоасафа Белгородского, состоялся мастер-класс известного гусляра Максима Гавриленко (Москва), исполнителя аутентичной музыки XI века и авторских произведений.

  Максим пишет музыку как на свои тексты, так и на стихи известных поэтов, предпочитает Лермонтова и Есенина. А в наш город его пригласили в рамках III открытого районного фестиваля «Судьба твоя – Россия», посвященного памяти звезды русской песни Л.Г. Зыкиной, проведение которого благословил епископ Губкинский и Грайворонский Софроний. На встречу с именитым, самобытным инструменталистом, ради уникального творческого общения, за новым опытом,  были приглашены местные музыканты, аккомпаниаторы и преподаватели музыки, почерпнувшие от гостя очень много интересного и полезного для себя.

Путь к гуслям лежал у Максима через Москву, куда он приехал поступать в ГИТИС из родной Уфы. На вступительных экзаменах он исполнил под гитару свою песню «Помнишь, нас учили быть птицами?» Песня понравилась, и один из членов приемной комиссии поинтересовался, кто автор текста. «Было нескромно признаться в своем авторстве, и я соврал, что это Есенин, — вспоминает Максим. — Я всего Есенина знаю, настаивал экзаменатор. А это ранний Есенин, не сдавался я. Не знаю, поверили ли мне, но я поступил, правда, проучился всего один день. Мы поехали отмечать поступление, я услышал гусельщиков, и это определило мою дальнейшую судьбу».

Максим не любит, когда его называют гусляр, это слово для него несколько архаично. Он — гусельщик. В России сейчас не более полутора десятков профессиональных гусляров, но это искусство активно возрождается в последние годы. Инструменты, к сожалению, редкость — их делают лишь несколько умельцев. Максим, кстати, тоже занялся изготовлением гуслей — потому, что хотел экспериментировать со звуком.

«Меня спрашивают, сколько существуют гусли, я говорю — тысячу лет, — рассказывает Максим Гавриленко. — Я бы хотел, чтобы гусельная традиция жила и сегодня, ведь еще Свиридов говорил, что традиция, которая не развивается, мертва, поэтому два года назад собрал группу «Ладони».

До того, как основать свою группу, Максим был участником ансамблей «Живая Вода», «Зареница» и «Гусли русские». В своем творчестве он делает акцент на том, что гусли вполне современный инструмент, ведь звучание схоже по мелодике с русской речью и сочетается с любыми инструментами. Так, в состав «Ладоней» еще вошли бас-гитара, гобой и ударные. Группа исполняет исключительно композиции Максима, их названия по-русски загадочны: «Опало солнце», «Весна-распутица», «Заяц-день», «Недалече». Группа много и успешно выступает, в том числе за рубежом, за последний год музыканты побывали в США, Германии и Голландии.

«Самый лучший слушатель — российский, — уверен Максим. — Фольклорная музыка для иностранцев — как новые магнитики на холодильник. Мы понимаем язык, чувствуем глубину слова и мелодии, а они — нет».

В его творчестве лирика тесно и гармонично переплетается с джазовыми интонациями, неожиданные нотные рисунки с неторопливыми глубокими аккордами, чудесным образом создается пространство праздника, сердечной открытости и душевной полноты.

Участники мастер-класса в этот незабываемый день наглядно убедились, что не бывает несовременных инструментов,  что умная, добрая музыка никогда не перестанет быть нужной.